Меню Закрыть

Три социальных сценария между противоположными ролями

Сценарии, которые не стали еще архетипическими.

Публицист рисует рукой Мастера

Публицист реализует социальный проект, который обычно хорошо определен во времени. Эти проекты значительно более скоротечные, чем программы Стратега. Но в тоже время, они четко структурированы по времени, в отличие от действий Прогрессора и Реализатора. Публицист понимает, что ему нужна команда, вместе с которой он  может уложиться в сроки. У Публициста есть хорошо обрисованная цель, финальный образ результата проекта, обычно яркий и емкий образ. Публицист имеет в своих руках необходимые рычаги, для того, чтобы направлять процесс в «нужное русло».

Кто для него хороший участник проекта, член команды, в котором Публицист так нуждается? Это человек, который может сконцентрироваться на задаче (поскольку сроки!). То есть он должен быть достаточно стабильным и изолированным, чтобы ему не мешали внешние воздействия. Кроме того, он должен быть дисциплинированным и внимательным, чтобы хорошо следить за логикой Публициста и соответственно реагировать. Это Мастер.

Руками Мастеров Публицист создает необходимую «картинку». Режиссер снимает фильм или делает спектакль, имея в голове те идеи, которые он хочет донести до зрителей. Но он сам не появляется в кадре. Фильм играют актеры-Мастера, которые коллективно могут создать необходимое действо, чутко впитавшее в себя замысел режиссера.

Величайшим Публицистом является природа, подражание и ощущение которой является классическим результатом работы Мастера. По этой причине Мастер может работать и без человека-Публициста. Ему достаточно ощущать, воспринимать и отражать те «проекты», которые во времени реализует Демиург.  Сам конкретный человек является таким «проектом». Поэтому портрет, отражающий индивидуальность, и в то же время, «временную ограниченность» человеческой жизни, является типичным творчеством Мастера. Природа реализует замыслы, и практическими исполнителями ее замыслов являются ее же творения.

Свободные художники способствуют реализации Стратегии

Стратег реализует долгосрочный социальный проект. Поскольку Стратег отстранен и независим, он не стремится к широким контактам, в отличие от Публициста и Реализатора. Таким образом, он жертвует временем, однако компенсирует это большей грандиозностью своих планов. Фактически, часто мы говорим об идеологии, а не о проекте, то есть скорее, о программе. Стратег строит здание своей стратегии, которое отражает его перспективный замысел. Он рассчитывает, что со временем это здание будет накапливать все больше ресурсов и рычагов воздействия на окружающих. Он планирует это время, и ждет ситуаций, когда он должен вмешаться более активно, чтобы обеспечить качественные скачки этих ресурсов и рычагов.

Таким образом, здание стратегии заполняется активностью неравномерно. Стратег ждет наступления ключевых событий (возможно, например, регулярных в годовом цикле), и в эти моменты стремится обеспечить себе прогресс. Для государственной стратегии выборы, урожай, или просто какие-то неплановые ситуации, которые можно использовать в своих целях, — все это должно способствовать постепенному продвижению идей, которые лежат в основе государственной идеологии.

По этой причине Стратег заинтересован во «временных участниках», которые включаются в работу в нужные моменты, или «сами» приходят в здание («храм») стратегии и оставляют в ней некоторое «пожертвование».

С другой стороны, Свободный художник не может сидеть на одном месте, и потому ему нужно как можно больше «строительств», в которых он мог бы принимать участие. Для него как раз очень удобно «загореться» какой-то стратегией, принять в ней участие, а потом переключиться на что-то другое, возможно, на другую стратегию. Таким образом, совокупность Свободных художников может более-менее хаотически продвигать множество различных стратегий, фактически принимая участие в естественном «голосовании» относительно их социальной востребованности.

Моралист определяет общественную ценность Изобретения

Изобретение стоит за гранью добра и зла. Это просто лучшее понимание картины мира. Но вот как оно может и должно изменить жизнь общества? Это решает Моралист.

К сожалению, мы знаем много реакционных примеров. Моралистическая католическая церковь (да и не только католическая) веками сдерживала развитие науки. Или, скажем, печальная участь генетики и кибернетики в СССР, которые были признаны «буржуазными» и отвергнуты по этой причине, что и определило огромное отставание СНГ в научном плане перед лицом тенденций нового, 21 века. С другой стороны, силы Моралистов не хватило, чтобы предупредить ядерную бомбардировку.

С другой стороны, Моралист, рисующий образ «правильного» будущего может вдохновить Изобретателя на размышления именно в нужном направлении. Хотя, конечно, Изобретатель не может гарантировать, что он изобретет что-то именно для этого направления. Дорожка вдохновения может завести его совсем в другое место. Но в целом, все же Моралисты служат важным источником вдохновения для научных изысканий. Если эти изыскания успешны, они с удовольствием «прорекламируют» новые изобретения, использовав свой моральный авторитет. Что, безусловно, может обеспечить хороший старт для внедрения изобретения в обществе. Изобретатель нуждается в том, чтобы его фантазию направили, и именно Моралист может это сделать.

Итак, Моралист рисует образ «правильного» будущего, влияя на умы людей в таком направлении. Он способен быть адекватным в этом вопросе в силу своей привязанности к людям и понимания их (и своих вместе с ними) ограничений. И на базе этого всего он способен построить некоторый план достижения прогресса. Изобретатель вдохновляется этим планом, и придумывает нечто, чтобы стать соучастным этой идее. Но он не знает, что получится в результате, и в итоге все же навязывает Моралисту свои правила и логику, когда результат получен. Моралист вынужден решать, как ему быть в этой ситуации, принять эту логику и внедрить это в общество, или решить, что полученное противоречит некоему важному для него принципу, и отвергнуть.

Изобретатель изолирован и интровертирован, он сам не может произвести внедрение в общество. Таким образом, этот механизм его зависимости от Моралиста задуман как «страховка» от опасных обществу изобретений. Впрочем, Изобретатель может попробовать найти другое общество, где Моралисты могут оказаться более благосклонны.