Меню Закрыть

Практик выполняет желание Прогрессора

Архетипический сценарий между противоположными социальными ролями

Это типичный сюжет, который лежит в основе огромного количества сказок. Итак, герой-Прогрессор (воин, Иванушка-дурачок, старик и т.п.) должен «по запросу» выполнить некоторую миссию (поход), в результате которой он сможет улучшить свой социальный статус (получить титул себе или родственнику, жениться на принцессе и т.п.). При этом задание всегда непростое, трудно выполнимое, нетипичное (пойди туда не знай куда, принеси то, не знай что, ну или «просто» достань сокровище). В процессе подразумевается, что существует некоторое «чудище» (дракон, змей горыныч, золотая рыбка, джинн и т.п.), которое владеет необходимым артефактом, или знает, как его добыть. Необходимо получить контроль над этим «чудищем» (победить в бою, словить, отрубить головы, получить лампу, в которой оно сидит и т.п.) При этом герой проявляет именно «геройство», что значит, что он, по сути, «действует по обстоятельствам», без определенного плана. Тем более, что в «пойди туда не знай куда» они и невозможен. Да, и он путешествует в одиночку.

С другой стороны, замечательное «чудище»-Практик (которое очевидно умеет творить «чудеса», потому так и называется) в общем-то не особо и прячется (золотую рыбку даже и ловить нужно было только раз, потом сама приплывала) и в принципе расположено к разговору. При этом оно действительно обладает необходимым знанием и уверенным умением в выполнении необходимого. Ни в одной сказке джину или золотой рыбке не приходится особенно думать, как сделать требуемое — включается отлаженный процесс. И в особо продвинутых сказках с ним даже не нужно драться. Можно предложить что-то взамен, наконец, просто вежливо попросить. То есть применить какую-то форму более мягкого контроля (я тебе то-то, а ты взамен мне то, что мне нужно).

Убираем негармоничность

На эту тему есть замечательный анекдот. Илья Муромец, умирая от жажды, набрел на озерцо, которое охранял Змей Горыныч. Три дня и три ночи бились они не на жизнь, а на смерть, и упали оба обессиленные. И говорит Змей: «А что ты хотел то?» — «Воды напиться». «А попросить нельзя было?», — спросил Змей. Мораль: ищите гармоничные формы взаимодействия, не факт, что проблема существует, если правильно оценить ситуацию. Противоположные роли на самом деле нацелены на сотрудничество. Потому что именно в таком сотрудничестве возможны свершения, о которых будут помнить будущие поколения.

Примеры

Этот сюжет, естественно, воспроизводится и в партнерстве, и в семейных отношениях. Из мировой литературы широко известны, например, следующие примеры. Политик, собираясь выиграть выборы, пользуется услугами детективов для сбора компромата. Муж, желая получить повышение по службе, способствует отношениям своей жены со своим начальником. Жена, чтобы лучше выглядеть в «обществе» и «обставить» наконец соперницу на предстоящем приеме, требует от любящего мужа все новые украшения и наряды. 

Более «обычные» ситуации: менеджер по продажам использует услуги дизайнера для создания рекламного проспекта. Желая улучшить свой потенциал, проектный менеджер посещает психолога. Стремясь добиться справедливости в глазах общества, бизнесмен использует услуги юристов. Желая остаться в памяти девушки, молодой человек заказывает у художника красивую картину на подарок ей. 

Выводы

Что получает и отдает каждая из сторон от такого взаимодействия?

Прогрессор получает контроль над новым достижением, новый творческий опыт в путешествии. Он затрачивает силы на убеждение противоположной стороны и на обеспечение ей достаточной мотивации для действия.

Практик получает причастность к социальной миссии, избавление от чувства одиночества. Затрачивает усилия на выполнение технологии «чуда» и на необходимость работать в предложенных «рамках».

Понимание логики своего альтер-эго и готовность к необходимой этичности взаимоотношений часто позволяет добиться гармоничного взаимодействия без «перекосов». Одна сторона (Прогрессор) явно ответственна здесь за «социальный проект», который она продвигает и контролирует. Другая сторона (Практик) предоставляет необходимый ресурс в тех рамках, которые необходимы для социального проекта. Обе стороны неизбежно нуждаются друг в друге.

Архетипический сценарий — это такой сценарий, который общественные отношения часто воспроизводят. Хотя, конечно, для участия в нем необходимы силы. Именно в силу его высокой энергетичности.