При рождении у человека уже есть предрасположенность к определенным социальным ролям. Какую бы большую роль не уделяли воспитанию, ребенок — это не «чистый лист». Он существо, наделенное определенными особенностями, которые реализуются в его поведении. Метод «Социальных ролей» описывает все возможные типы такого поведения.
Классификация, которую мы предлагаем здесь, основана на диспозициональной теории личности. Эта теория утверждает, что у человека от рождения есть определенные предрасположенности («диспозиции»). Диспозиции служат нежесткими рамочными ограничениями, однако могут существенно влиять на эффективность его деятельности. Диспозиции — не детерминистичны, вы всегда можете сами решать, как вам действовать. Но они влиятельны, и важны, если необходима оптимизация усилий и эффективность.
Человек может применить свою свободу воли в том, ЧЕМ ему заниматься (в какой предметной области). Но может иметь ограничения в вопросе КАК именно ему себя встраивать в общественную структуру взаимодействий, какую играть социальную роль при этом, поскольку это является предметом предрасположенности. Поэтому, например, вопросе выбора профессии мы советуем начинать с осознания своей роли (в чем мы и помогаем), а уже потом выбирать предметную область.
Наш метод опирается на поведенческую четверку факторов.
- Влияние (стремление к влиянию или подверженность влиянию). Подверженность влиянию включает защитный механизм ограничения внешнего влияния и приводит к стабильности и сосредоточении на себе и\или специальности. Стремление к влиянию приводит к переменчивости и склонности к нахождению все новых объектов для собственного влияния, сосредоточенности на других людях.
- Общение (Независимость от общения или потребность в нем). Независимость от общения приводит к необходимости часто быть наедине и к стремлению формализовать общение, свести его к косвенным формам. Потребность в общении приводит к необходимости частого контакта и работе в команде.
- Отношения (Дружественность или контроль). Контролирующее отношение подразумевает желание строить взаимодействие «по своим правилам», и следовательно, склонность к конфронтации. Дружественное отношение подразумевает склонность к соблюдению правил, условностей, обязанностей и сложившихся обстоятельств.
- Планирование (наличие плана деятельности, использование шаблона, фиксация на шаблоне) или «импровизация» (работа без плана, но открытость к нестандартным решениям, гибкость).
Первые два фактора являются составляющими экстраверсии\интроверсии. Таким образом, экстраверсия рассматривается более подробно. Третий фактор похож на известный фактор исходного MBTI рациональность\чувство, однако раскрывает его существенно с другой стороны, не имеющей непосредственное отношение к эмоциям. Четвертый фактор аналогичен современной трактовке четвертого фактора MBTI (решающий\перспективный)
В данном наборе факторов нет фактора интуит\сенсорик, поскольку он по нашему мнению несовместим с другими факторами из этого набора. Использование именно такого набора факторов оправдано и необходимо по причине получения четких архетипических образов 16 типов.
Каждому типу соответствует четырехзнаковое обозначение из точек и тире. Каждый знак обозначения определяет какое именно значение каждого из четырех факторов модели соответствует этому типу. Одному из значений каждого фактора присвоен символ «тире», а противоположному — «точка».